Дыхательная гимнастика для логопеда


Лучшие новости сайта

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Интерес к дыхательным практикам в нашем обществе обусловлен следующими аспектами:

- возможностями активизации механизма саморегуляции (восстановление естественного типа дыхания, диафрагмально-релаксационное, полное, ритмичное дыхание),

- овладение способами сознательного управления психоэмоциональным состоянием (дыхание на снятие напряжения или мобилизацию ресурсов организма),

- овладение функциональными видами дыхания (речевое дыхание, музыканты, спортсмены и др)

- овладение способами вхождение в ИСС. (холотропное, ребефинг и др)

Использование дыхательных практик в работе логопеда актуально в следующих случаях:

1. Самонастройка. Деятельность педагога – это деятельность категории «человек-человек», следовательно, психоэмоциональное состояние логопеда оказывает влияние на состояние ребенка (чем младше ребенок, тем сильнее влияние). Данный аспект у логопеда усилен значимостью использования ребенком механизма подражания взрослому в процессе выполнения упражнений. 

2. Работа с ребенком:

А) на подготовительном этапе: регуляция психоэмоционального состояния, настройка на работу.

В)  на основном этапе: формирование дыхательных навыков для выполнения  упражнений.

3. Работа со специалистами. Согласование деятельности по развитию дыхательных навыков у детей и необходимое обучение данной работе. (специалисты по ЛФК, музыке, дефектолог, воспитатель)

4. Работа с родителями. Обучение родителей основам дыхательных упражнений для полноценного выполнения домашнего задания с ребенком.

 

ЧДД у детей

Частота дыхательных движений наилучшим образом отражает функцию легких у детей младшего возраста, но существенно зависит от активности ребенка в период бодрствования. Наиболее достоверные и воспроизводимые результаты получают при определении частоты дыхания во время сна. 

Особенности дыхания у детей раннего возраста обусловлены анатомо-физиологической незрелостью органов дыхания и несовершенством их регуляции в связи с незаконченной дифференцировкой центральной нервной системы. Вследствие незрелости дыхательного центра у новорожденных выражена дыхательная аритмия.

Чем младше ребенок, тем сильнее воздействие на дыхательную систему различных токсических веществ. Тем не менее, дети первых дней жизни адаптированы гипоксии. Удовлетворение потребности в кислороде при небольшом объеме дыхания, свойственном детскому организму, обеспечивается за счет большей частоты дыхания (у новорожденных 40- 60, у детей к 1 году - 30-35 в 1 мин). 

 

Возраст

Количество вдохов/выдохов за 1 минуту

1-6 мес.

30-50

6-12 мес.

30-40

2-4 года

20-30

5-8 лет

14-20

8-12 лет

12-20

старше 12 лет

12-20

Взрослый

12-20

 

 

http://www.bashmed.ru/rean/breathing_tpm_table.html

 

ЧДД у взрослого человека

у нетренированного человека при отсутствии внешней активности

12—16 вдохов и выдохов в минуту

у нетренированного человека в спокойном состоянии

6-10 вдохов и выдохов в минуту

У тренированного человека в спокойном состоянии

4-6 вдохов и выдохов в минуту

 

ОГРАНИЧЕНИЯ

Ограничения при занятиях дыхательными упражнениями связаны с тремя факторами

1.      Состояние здоровья пациента: норма, «легкая» болезнь (простуда и т.п), хроническая болезнь, хроническая болезнь в стадии обострения.

2.      Квалификация специалиста: опыт, уровень знакомства с дыхательными практиками в целом и конкретной методикой в частности.

3.      Используемая дыхательная практика: общеукрепляющая, специальная (функциональные виды дыхания), специфическая

 

Ограничения по выполнению дыхательных упражнений

С большой осторожностью необходимо подходить к занятиям дыхательной гимнастикой в следующих случаях:

– травмы головы и позвоночника;

– радикулит и остеохондроз;

– повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление;

– камни в печени, почках.

Нельзя самостоятельно заниматься дыхательной гимнастикой людям с неустойчивой психикой, серьезными заболеваниями легких и сердца, детям до 6 лет.

 

Классификация дыхательных упражнений

 

1.         Дыхательные упражнения общего действия  (относительно простые двигательные упражнения, которые сопровождаются естественным ритмичным дыханием)

2.         Специальные дыхательные упражнения

•        статичные (в спокойном положении без движения)

•        динамичные (когда управляемое дыхание сочетается с движениями мышц конечностей или туловища)

3. Дыхательные упражнения с сопротивлением (сочетаются с массажем и самомассажем)

4. Локализированное дыхание (применяется в хирургической практике).

 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

 

1.      Подготовка помещения. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2.      Одежда. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3.      Состояние ребенка. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

4.      Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

5.      Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, особенностей характера, динамической восприимчивости, психологического состояния, вида и тяжести заболевания, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.

6.      Режим занятий. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и  минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные.

7.      Наблюдения за ребенком. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Некоторое увеличение частоты дыхания и пульса – адекватная нагрузка, но допустимые значения лучше согласовать с лечащим врачом. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 

  Сложности с речевым дыханием у детей обусловлены, чаще всего, следующими нарушениями

•      Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;

•      Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;

•      Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;

•      Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;

•      Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

 Основные навыки, формируемые в процессе  дыхательных упражнений

1.      Дыхание через нос.

2.      Координация ротового и носового дыхания

3.      Дыхание с усилием.

4.      Дыхание с регулируемым усилием (в том числе, продолжительность, силу и правильное распределение вдоха и выдоха)

5.      Дыхание на расслабление.

6.      Дыхание животом.

7.      Согласование движения и дыхания

8.      Согласование речи и дыхания.

 


 

УПРАЖНЕНИЯ

 

Упражнения для развития навыков дыхания через нос

 

Исходное положение: сидя или стоя

Первое упражнение.

Ребенок закрывает рот и зажимает одну ноздрю пальцем.

Дышит через свободную ноздрю  (усложненный вариант - выдох со звуком  «м-м»)

После того, как убедились в проходимости обеих ноздрей - спокойное носовое дыхание.

 

Второе упражнение.

Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа (и слегка выпя­тив живот).

1 вариант выдоха - Выдыхать ровной струей через рот, как будто задувая свечу.

2 вариант выдоха - Выдыхать через нос себе на ладонь сильной и ровной струей

3 вариант выдоха - На выдохе пытаться сдуть с ладони бумажку или комочек ваты

 

Вспомогательное упражнение

Если ребенок может дышать только ртом, то вдохнуть через рот, производя сложенными в трубочку губами звук «ффф».

Выдох:

-                      первый вариант - через рот со звуком «ффф»,

-                      второй вариант - через нос.

 

Координация ротового и носового дыхания

 

•         И.П.: сидя на стуле. Быстрый вдох через нос, выдох через нос продолжительный.

 

•         И.П: то же. Вдох через нос, выдох через рот.

 

•         И.П.:  то же. Вдох через рот, выдох через нос.

 

 

Упражнения для тренировки дыхания с усилием

 

1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

 

2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. (для этих целей хорошо подходят пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов»).

 

3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.

Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 

Упражнение на активный выдох

Исходное положение: сидя на стуле с опорой на спинку, руки на бедрах.

 4) Короткий спокойный вдох через нос, продолжительный сильный выдох через рот.

•              Вдох на 1 счет, выдох на 2 счета.

•              Вдох на 1 счет, выдох на 3 счета.

•              Вдох на 1 счет, выдох на 4 счета.

 5) Длинный спокойный вдох, короткий резкий выдох.

•              Вдох на 2 счета, выдох на 1 счет.

•              Вдох на 3 счета, выдох на 1 счет.

•              Вдох на 4 счета, выдох на 1 счет.

 

6,7) «Аналогичные» упражнение: вдох-выдох «на счет» не плавно, а толчками.

 

Серия упражнений, которые благодаря своей образности, особенно хо­роши для занятий с малышами.

И. п.: сидя или стоя, руки вдоль тела.

Спокойный вдох, выдох с произнесением звуков «ссс» «ззз» , «шшш»

 

8. «Сова летит»

Вдох - поднять руки до горизонтального уровня.

Выдох с произношением «шшш» - опустить руки.

 

9. «Пчелка»

Вдох - поднять согнутые руки на уровень плеч.

Выдох с произношением «ззз» - опускать локти вниз.

 

10. Надувание резиновых игрушек, шариков.

Вдох через нос, не отрывая игрушку ото рта. На выдохе - надувание игрушки.

 

Техника выполнения упражнений:

•      воздух набирать через нос

•      плечи не поднимать

•      выдох должен быть длительным и плавным

•      необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

•      нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Упражнения для тренировки дыхания с регулируемым усилием

1. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

 

2. Свеча.
Возьмите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

(Как вариант, можно сразу поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него. И попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнею (называя их по цветам).

 

3. Игра на дудочках, свистульках

Вдох через нос, не отрывая дудочку ото рта. На выдохе  - извлечение звука.

 Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, тихо, громко.

 

4. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

 

Голосовые упражнения.

 

После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением

- согласных звуков:

Ф____    С______    Ш______
Ф______С_______    С_______Ш________    Ш________С________
Ф______С_______Ш________ и т.д.

- гласных звуков

А_____    О_______    У_______    И_______    Э_______    Ы_______
А______О____    О____У____    У_____И____    И_____Э_____ и т.д.
А_____О_____У____    О____У_____И____    И____У____Э___ и т.д.

- слогов и слов

па    папа    папапа    папапапа    папапапапапа.......
папу    папопу    папопупи    папопупипэ    папопупипэпы.......
папапопо    папапопоппупу    папапопопупупипи......... и т.д.

 

 

Дыхание на расслабление

1. И.п. : сидя

Руки в стороны (вариант – вверх) – вдох, опустить расслабленно – выдох

 

2. И.п.: то же

Руки вверх – вдох. Последовательно сгибать руки («уронить кисти, предплечья, плечи) –выдох

 

3. И.п.: сидя, ноги слегка расставлены, руки свободно лежат на бедрах.

Поднять плечи – вдох. Расслабленно опустить плечи – выдох.

 

Диафрагмальное дыхание

 

Положение тела для обучения диафрагмальному дыханию

  1. Лежа на спине.
  2. Лежа на спине, ноги полусогнуты под головой подушка.
  3. Сидя с опорой на спинку стула под ногами упор для ног.
  4. Сидя на краешке стула
  5. Стоя, руки на пояс.
  6. Стоя.

Положение лежа

 

И.П.: лежа на спине, ноги вытянуты, руки по швам. Ребенку на живот кладут игрушку, а ребенок должен следить за тем как поднимается игрушка.

 

И.П.: то же. Вместо игрушки кладется ладонь ребенка.

 

Положение  сидя

 

Гармонично-полное дыхание в покое

И. п.: сидя, с опорой спиной о спинку стула или кровати, одна рука лежит на груди, другая - на животе.

Сделать предварительный выдох и паузу (не дышать, пока приятно).

Вдохнуть, выпячивая живот.

Выдохнуть, слегка втягивая живот.

Дышать спокойно, в своем ритме, рука на груди неподвижна.

 

И. п.: прежнее. Сделать предварительный выдох и паузу.

Вдохнуть, расширяя грудную клетку.

Выдохнуть, опуская грудную клетку. Рука на животе неподвижна

 

И. п.: прежнее. После краткого отдыха вдохнуть «животом и почти одно­временно грудью.

Выдохнуть, опуская грудь и постепенно втягивая живот.

После выдоха сделать короткую паузу.

 

Каждое упражнение выполняется 2-4 раза, в зависимости от состояния ребенка. Темп медленный.

 

По мере освоения ребенком дыхательных движений с участием мышц живота и груди, можно давать более краткие указания.

 

Рекомендуется в инструкции для ребенка делать акцент на выдохе. Возможно,  первое время совсем не следует просить «выпячивать живот», а дать инструкцию - «сделать спокойный вдох». По мере освоения ребенком правильного выдоха, можно добавить «выпячивание живота при вдохе».

 

И. n.: сидя одна ладонь лежит на животе, другая - на груди

Спокойный вдох - живот выпячивается . Выдох - живот втягивается.

 

И.П. сидя на стуле, следить за осанкой. Ребенок кладет ладонь на живот, старается почувствовать,  как поднимается и опускается живот.

То же в положении стоя (можно выполнять перед зеркалом).

 

 

Этапы работы с детьми, испытывающими сложности при выполнении  вышеперечисленных упражнений.

 

1.                  Диагностический этап. Поочередно предложить ребенку самые простые из вышеперечисленных групп упражнений и выделить упражнения, которые у ребенка получаются лучше других

2.                  Первый этап посвятить отработке упражнений, которые получаются у ребенка до появления у него уверенности, что «он может».

3.                  На втором этапе постепенно увеличивать дозировку «получающихся упражнений» и вводить более сложные упражнения  из того же спектра.

4.                  На третьем этапе вновь предложить ребенку весь спектр упражнений для выявления его новых возможностей.

 


 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

(парадоксальное дыхание)

Общеукрепляющее действие гимнастики.

При выполнении упражнений данной гимнастики активизируются иммунные силы организма, кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, способствует исправлению нарушений осанки за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в их числе:

-                      хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, (в том числе пневмония и астма);

-                      сахарный диабет;

-                      болезни сердца;

-                      язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

-                      заболевания неврологического характера.

С помощью этой гимнастики можно вылечить заикание у детей, не поддающееся другим методам воздействия (для этого к основному комплексу индивидуально подбираются специальные упражнения в зависимости от особенностей конкретного ребенка и спектра коррекционно-педагогических задач).

 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – общие рекомендации

 

Возраст

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для детей 3-4 лет, хотя надо отметить, что  «нижней» границы возраста практически не существует.

 

Время выполнения гимнастики

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час. Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.

 

При выполнении упражнений внимание на вдохе.

При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно! Вдох — предельно активный, выдох — абсолютно пассивный.

Обратите внимание на плечи - при вдохе они не должны подниматься.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

«Ладошки» (упражнение для разминки).

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов.

Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

 

 «Погончики»

Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

 

«Насос»

Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно.

Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

 

Ограничения

При травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывая его широко.

http://book.webcomme.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=744:dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj&catid=47:2008-10-23-15-41-20&Itemid=43

"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)

ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой - все равно. Главное - помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.
Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди - образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся - получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.
Итак, руки сходятся в треугольник - вдох, затем слегка разводятся в стороны (образовался квадрат) - выдох ушел незаметно через нос или через слегка приоткрытый рот. Помните, что вы должны бросать руки навстречу друг другу параллельно, а не крест-накрест. Вспомните, как когда-то много лет назад первоклашки сидели за партами, старательно положив одну руку на другую строго параллельно. Так вот, точно так же и в нашем упражнении нужно бросать руки навстречу друг другу одна параллельно другой.

Ограничения

Сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4вдоха-движения.

http://book.webcomme.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=744:dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj&catid=47:2008-10-23-15-41-20&Itemid=43

Начиная осваивать стрельниковскую гимнастику, не делайте упражнение "обними плечи" 2-3 недели, тренируйтесь без него. Когда все остальные упражнения вы уже будете выполнять легко и просто, подключите "обними плечи".
Сначала делать это упражнение нужно очень осторожно и только по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений за одно занятие. Через несколько недель тренировки можно делать уже по 15 или 32 вдоха-движения подряд без остановки.
Помните! Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами.
Упражнение "обними плечи" можно делать сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа. Если у вас одна рука травмирована (или, например, вы перенесли инсульт с правосторонней парализацией тела) - делайте это упражнение одной здоровой рукой, мысленно включая в тренировку и больную руку. И постепенно, со временем она обязательно начнет двигаться. Не жалейте ее. Поставьте перед собой цель: во что бы то ни стало я должен разработать больную руку!

 

Длительность гимнастики

На подготовительном этапе разучивания упражнений, подбора индивидуального темпа и количества упражнений: общее время гимнастики до 10 минут.

На основном этапе полный вариант гимнастики не более 30 минут.

Темп — 60-72 вдоха в минуту. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов.

Длительность отдыха

Между «заходами» отдых 3-5 секунд.

Между упражнениями - 10 секунд.

Количество и комбинация упражнений

Для первого занятия достаточно трех упражнений.

На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой.

Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики». Базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Рекомендуется делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться одним или двумя «заходами».

 

Ограничения

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока.

Если головокружение все же вас беспокоит, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

При сильных головокружениях - возможно не в порядке сосуды коры головного мозга. Смотрите рекомендации при вегетососудистой дистонии:

http://www.altmedic.ru/modules/dixan/index.php?nvar=43222

 

Данная дыхательная гимнастика противопоказана в следующих случаях:

– травмы головного мозга;

– травмы позвоночника;

– выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника;

– острое лихорадочное состояние;

– кровотечения;

– острый тромбофлебит;

– высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление.

http://fictionbook.ru/author/elena_boyiko/yenciklopediya_diyhatelnoyi_gimnastiki/read_online.html?page=3

 

 

Заикание


ЗАИКАНИЕ входит в число тех заболеваний, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика. Однако, для того чтобы преодолеть этот недуг, нужно запастись терпением, ведь первые результаты больной ощутит не сразу. При лечении заикания помимо дыхательной гимнастики нужно еще выполнять специальные звуковые упражнения, помогающие тесно смыкаться голосовым связкам и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат. Если, скажем, сердечник или астматик перестает задыхаться уже через несколько сеансов гимнастики (5-7 дней тренировки), то заикание при больших затратах времени и сил отступает гораздо медленнее. Кроме того, пациенту придется отказаться от курения и алкоголя, а юношам и молодым мужчинам следует некоторое время воздерживаться от половой жизни. Улучшение речи при заикании происходит скачкообразно.
До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития еще недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро и невнятно говорит (скороговорка) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.
Наивно полагать (а некоторые логопеды в этом, к сожалению, уверены), что заикающийся - ущербная личность. Любой ребенок - и тот, который рано начал говорить, читать и писать, и даже ребенок-полиглот - может, пережив нервный стресс, начать заикаться. Есть очень одаренные люди - поэты, композиторы, актеры, - которые в детстве заикались, а потом полностью или частично преодолели свой недуг. Однако логофобия (страх речи) накладывает на большинство детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. Ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность. Отсюда в дальнейшем нелюбимая работа, проблемная семья, узкий круг друзей...
Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека.
В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало у них через несколько месяцев, через год, два и даже пять лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воли другого человека, гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и скрытых возможностях организма, а, наоборот, формирует нерешительность, психологическую зависимость от другого человека, что в данном случае только ухудшает положение дел.
"Ты абсолютно здоров!" - внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того - поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка... "Твой голос звучит плавно и мелодично!" А у ребенка пассивная диафрагма и слабые, полностью не смыкающиеся голосовые связки... "Твое тело пластично и послушно!" А у подростка ревматический сколиоз, задержка физического и полового развития или плоскостопие...
Ну как же можно заставить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо работают мышцы, участвующие в звукообразовании? Если его тело непластично и неспособно ритмично двигаться?!
И уж совсем варварским способом я считаю лечение заикания психотропными препаратами. Ведь это негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и вызывает различные половые расстройства у юношей.
При лечении заикания у юношей и подростков логопеды вообще не уделяют внимания половой сфере. А ведь нельзя забывать о том, что в звукообразовании участвуют 3 системы: дыхательная, нервная и половая; последние две тесно связаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-15 лет). Возьмем, к примеру, детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики и девочки. А в 14-15 лет вы не увидите ни одного мальчика, поют только девчонки! И если в этом возрастном периоде в хоре мальчик все-таки поет, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений вполовой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис либо адипозо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников).
Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на функцию голосообразования: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. Обо всех отклонениях следует сообщить врачу.
У девочек мутация голоса проходит более сглаженно, но если имеют место какие-то нарушения (например, альгоменорея - болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Потому что функциональнаяальгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая - при пороках развития половых органов. И та и другая напрямую влияют на функцию голосообразования - голос часто "садится", становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки. И если во время месячных стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях во время менструации не может быть и речи.
Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется! Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести, именно в момент волнения. У себя на занятиях я даже искусственно создаю им такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?
Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!
Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.
Заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.
Так как голосовые связки "не в тонусе", голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу...

Каков же выход из этого положения?

Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:
- следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
- нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую "опору";
- надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Советую взять 2 наших знаменитых упражнения - "насос" и "обними плечи" - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 ч. после приема пищи.
При шумном коротком вдохе носом на наклоне вперед воздух заполняет все легкие снизу доверху, и прежде всего широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое "дыхание в спину" (термин А. Н. Стрельниковой).
В упражнении "обними плечи" в момент шумного короткого вдоха носом "зажимается" узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого активно в процессе дыхания не участвовали. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани (на уровне шеи). Поэтому, обнимая себя за плечи в момент шумного короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.
Жизненная емкость легких после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 л. Это подтвердили исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза РАМН и в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны.

После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-15 мин. утром и вечером по системе А. Н. Стрельниковой стереотип дыхания ребенка или подростка меняется. Дыхание становится предельно глубоким. Насыщая организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань ("теплый выдох"), колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массируя их, заставляя смыкаться во время фонации на всем их протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: "Достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 мин. поделать вашу гимнастику, и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!.."

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью формируется к седьмому году жизни ребенка, поэтому целесообразно брать на лечение детей начиная с 6-летнего возраста. Но иногда приходится делать исключение, когда ко мне приводят 4-летнего или 5-летнего ребенка с прогрессирующим заиканием. В этих случаях у себя на сеансе обязательно ставлю рядом с малышом его папу или маму и начинаю обучать гимнастике обоих. Все дети - маленькие обезьянки, они всегда копируют взрослых, а папы обычно пользуются особенным авторитетом у своих детей. Ребенка будет проще обучить, если отец знает гимнастику и может правильно показать то или иное упражнение. Из своей восемнадцатилетней практики я знаю, что в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети тоже легко освоят ее, а в тех семьях, где родители намерены лишь "художественно руководить", дети из-под палки не будут заниматься никогда!
Как я уже говорил, при лечении заикания помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, нужно выполнять еще и звуковые упражнения для постановки голоса. Специальные звуковые упражнения делайте после выполнения наших дыхательных упражнений "насос" и "обними плечи", которые подготовят легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе.

Звуковые упражнения
ВСЕ звуковые упражнения в нашей системе делаются на так называемой "опоре". Что это такое? Чтобы создать опору, нужно встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Положите ладони обеих рук на брюшной пресс (пальцами по направлению к пупочной ямке) и, слегка кланяясь на каждом звуке или слове, мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом ладонями сверху вниз. Таким образом создается диафрагмальная опора. С ее помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Вот некоторые упражнения.
Упражнение "алфавит для заикающихся"
ПРОИЗНОСИТЕ на легком поклоне вперед каждый звук по 8 раз: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, К, Х.

Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения звука. Дыхание происходит автоматически ртом или носом, о нем думать не надо. Однако вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шею не тянуть и не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерного напряжения, чтобы каждая буква "дошла до спины".

Упражнение "восьмерки"
ЭТО очень хорошее упражнение на задержку дыхания. Сделайте мгновенный вдох на поклоне вперед (лучше ртом, а не носом). Не выпрямляясь, крепко задержите воздух "в спине" и на одном крепко задержанном вдохе считайте вслух до 8 столько раз, сколько "восьмерок" получится. Если вам воздуха уже не хватает, нужно снова вдохнуть и прекратить счет. Отдохните несколько секунд и снова на одном вдохе постарайтесь просчитать вслух как можно больше "восьмерок". Очень хорошо, если на одном задержанном вдохе у вас будет получаться проговаривать по 10-15 "восьмерок".
Лечение заикания - долгий, кропотливый труд, и здесь следует запастись терпением. Однако за годы моей практики у меня не было ни одного случая, чтобы стрельниковская гимнастика при правильном и регулярном ее выполнении не помогла справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

 

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии

 

Из книги  Приходько О Г. « Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста».

 

 

Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений.
Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед проводит с ребенком пассивные . Во время проведения можно включить или напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении лежа на спине в «рефлекс-запрещающих позициях».

Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения.

1. В положении лежа на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, а также потряхивания конечностей ребенка достигают некоторого расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову.

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращают руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

4. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»).

5. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

6. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха.

7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение (в зеркале).

Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок непроизвольно глубоко вздохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе («Ах, как ты умеешь глубоко дышать!А ну давай попробуем подышать еще так сильно»). Ребенок пытается повторить только что возникшее непроизвольное дыхательное движение. Так происходит постепенный переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным активным дыхательным движениям.

Непроизвольного выдоха можно достичь следующими упражнениями:

1) логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Однако логопед, ослабив давление, все-таки дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий облегченный выдох. Такое упражнение повторяют не менее 5 раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает гораздо глубже, чем вначале;

2) логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки логопеда. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным, усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком:

1) для тренировки вдоха и выдоха через рот логопед закрывает ноздри ребенка и просит его: «Давай подышим, как собачка»;

2) для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек»;

3) рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений;

4) для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться;

5) для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь»;

6) для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания;

7) ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок;

8) наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

 

Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина«Детские церебральные параличи»

http://www.zapolskiy.ru/book/str/soderzhanie.html

Глава 15  КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

http://www.zapolskiy.ru/book/str/15.html

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ДИЗАРТРИИ

 

Дыхательная гимнастика

Начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих увеличению объема дыхания и нормализации его ритма.
1. Ребенка просят сделать вдох, одновременно поднимая руки вверх, отводя их в стороны, назад и выпрямляя   туловище,   выдох — руки опустить, привести к грудной клетке,   наклонить   туловище   вперед. Движения, стимулирующие вдох и выдох, ритмично повторяют.
2. В положении на спине в ритме дыхания сгибают ноги и надавливают ими на грудную клетку, затем разгибают. Упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.
3. Рот закрыт. Одну ноздрю зажимают,   и   ребенок   дышит   под определенный ритм (счет или стук метронома), потом зажимают вторую ноздрю и повторяют тот же цикл дыхательных движений.
4. Перед ноздрями ребенка создают «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха.
5. Рот закрыт, при необходимости логопед придерживает сомкнутые губы пальцами. Ребенка просят глубоко вдохнуть и выдыхать длительно через нос. Упражнение тренирует выдох через нос.
6. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он даст ему   инструкцию   произносить   отдельные  гласные  звуки  и  слоги. Упражнение тренирует вдох через рот.
7. Ребенок делает вдох через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 с. Это способствует полос глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.
8. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.
В момент выдоха логопед произносит различные гласные звуки, стимулируя ребенка подражать ему, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка побуждают к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными, а также других звуков и слогов. Рекомендуется произнесение следующих рядов гласных, согласных звуков и слогов (шепотом и громко): у—ау— уо—уа; о—оу—ао—оа: э—иу—но—на; и—эу—эо—эа; ф—с—ш—х—; аф—аш—ас—; фо—со—шо—; фи—си—сю—; фа—са—ша— и др.
Важное значение имеют также специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т. п. Игры подбирают дифференцированно 'в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка; следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочную позу; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении, ежедневно по 5—10 мин.

 

 Подготовила учитель-логопед  Дружинина Т.Н.

 

http://www.dou10.ru/konsultatsii-logopeda/formirovanie-rechevogo-dichaniya-u-detey-s-narusheniem-rechi

 

 

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.

Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков [р], [л] и при замене [с] на [х] (санки-ханки), [ш] на [х] (шапка-хапка), [т] на [к] (Таня-Каня), [д] на [г] (дом-гом). Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т.е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у вашего ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест 1. Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик». Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2. Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик». Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

 

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том, что:

- вдох осуществляется через рот,

- при вдохе нельзя поднимать плечи,

-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается), при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

 

 

 

Литература

 

1.      Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина «Детские церебральные параличи»Глава 15  Коррекция речевых нарушений особенности коррекции при разных формах речевых расстройств дизартрии.

2.     Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия".

3.     Энциклопедия дыхательной гимнастики

4.     И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой

5.     И.С. Красикова. Дыхательная гимнастика для детей с заболеваниями органов дыхания.

6.     Приходько О Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста».

7.     М. Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»

 

Адреса и ссылке в интернете

 

 

Основной сайт

Адрес

Материал на данном сайте

Адрес

 

logobook.ru

http://rus.logobook.ru/

И.С. Красикова. Дыхательная гимнастика для детей с заболеваниями органов дыхания.

http://rus.logobook.ru/prod_show.php?object_uid=2137755

 

Педагогическая библиотека Логопедия.

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2

Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия".

 

http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-62.shtml

 

 

Логопед

http://www.mother.ru/logoped/?m=0&a=10&t=5

Развитие речевого дыхания

 

Адрес тот же

 

Логопед плюс

http://www.logopedplus.org/index/

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии

Из книги 

Приходько О Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста».

http://www.logopedplus.org/articles/articles7/diz5/

 

 

Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина «Детские церебральные параличи»

http://www.zapolskiy.ru/book/str/soderzhanie.html

 

Глава 15  Коррекция речевых нарушений особенности коррекции при разных формах речевых расстройств дизартрии.

Дыхательная гимнастика

http://www.zapolskiy.ru/book/str/15.html

 

 

http://www.dou10.ru/

 Подготовила учитель-логопед  Дружинина Т.Н.

http://www.dou10.ru/konsultatsii-logopeda/formirovanie-rechevogo-dichaniya-u-detey-s-narusheniem-rechi

 

Логомаг Речевая гимнастика

http://logomag.ru/blog/gimnastika/174/

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи.

Адрес тот же

 

Болтунишка Логопедический сайт для заботливых родителей

http://www.boltun-spb.ru/art.html

Упражнения для речевого дыхания

 

Адрес тот же

 

Форум Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Детская речь: норма и патология»

http://dr2009.forum24.ru/?1-6-30-00000010-000-0-0

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Адрес тот же

 

Логопедия

http://www.twirpx.com/files/pedagogics/logopaedics/

 

http://www.twirpx.com/file/273251/

 

Доктор Комаровский

Частота дыхания и пульса у детей

Адрес тот же

 

Медицина Башкартостана

http://www.bashmed.ru/index.php

Частота дыхания и пульса у детей

http://www.bashmed.ru/rean/breathing_tpm_table.html

 

Материалы по дыханию Стрельниковой

 

Основной сайт

Адрес

Материал на данном сайте

Адрес

 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

 

 

http://www.strelnikova.ru/

 

Содержание книги 

М. Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»

http://www.strelnikova.ru/book.phtml

 

 

Как нужно осваивать стрельниковскую гимнастику

 

http://www.strelnikova.ru/osvaivat.phtml

 

 

Заикание

http://www.strelnikova.ru/g6.phtml

 

 

Группа «в контакте» Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой М.Н. Щетинин

http://vk.com/club2724274

 

 

 

Независимый сайт о заикании

http://stuttering.su/

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой

http://stuttering.su/node/50

 

 

Нетрадиционная медицина

 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Гипертония, гипотония, вегетососудистая дистония

Адрес тот же

 

Бесплатная интернет библиотека

http://book.webcomme.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=744:dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj&catid=47:2008-10-23-15-41-20&Itemid=43

 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Адрес тот же

 

Энциклопедия дыхательной гимнастики

http://fictionbook.ru/author/elena_boyiko/yenciklopediya_diyhatelnoyi_gimnastiki/

 

http://fictionbook.ru/author/elena_boyiko/yenciklopediya_diyhatelnoyi_gimnastiki/read_online.html?page=3

 


Источник: http://www.kirov.spb.ru/sc/dd10/index.php?Itemid=65&id=75&option=com_content&task=view



Дыхательная гимнастика для логопеда фото



Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Дыхательная гимнастика для логопеда

Похожие посты: